150 лет назад в немецкую и мировую экономику влилась небольшая, но прогрессивная компания. Тогда мало кто прогнозировал, насколько долгая и успешная история ждет совместное начинание двух предприимчивых людей, ведь путь к вершинам большого бизнеса отнюдь не усыпан розами… Но факт остается фактом: компания «Байер» не только выжила, удержалась на мировом рынке, но и выросла к началу XXI века в крупнейший международный концерн с годовым оборотом более 40 миллиардов евро. Ставка на инновации и вера в интеллект доказали: нет ничего невозможного для профессионалов, объединенных одной общей целью. И даже такие катаклизмы, как война, падение производства, утрата самостоятельного статуса, – не помеха поступательному движению вперед!
1 августа 1863 года в Германии мастер-красильщик Вескотт и бизнесмен Байер решили объединить свои таланты и вместе открыли фабрику синтетических красителей. Причем изначально ставку сделали на инновацию и попали в точку: появление синтетических красителей вызвало настоящий бум в немецкой химической промышленности. Ведь натуральные красители, применяемые ранее, были дефицитными и дорогостоящими. Новые же изобретения, например, синтез красного красителя ализарина, а также устойчивый спрос на смолистые красители привели к быстрому росту новых лакокрасочных производств.
Именно тогда история компании Bayer превратилась в череду инновационных открытий в различных сферах, таких как лекарственные средства, продукция для сельского хозяйства и материалы. Впечатляющий рост компании становится очевидным по численности сотрудников, которая выросла с трех работников в 1863 году до более чем 300 в 1881 году, а к 1913 году в компании работало уже 10 тысяч специалистов.
1881–1915. В эти годы «Байер» выходит на международные рынки. Именно тогда компания становится не только активным производителем в сфере химического производства, но и формирует собственную планетарную сеть сбыта. К 1913 году более 80% выручки компании поступало от экспорта продукции. И сегодня компания «Байер» представлена практически во всех странах мира.
В тот же период появляются новые направления деятельности, такие как производство медицинских препаратов, и, конечно же, разработки для нужд сельского хозяйства. Строится научная лаборатория, которая устанавливает новые стандарты промышленных исследований. Научно-исследовательские работы «Байер» привели к появлению многочисленных промежуточных продуктов, красящих веществ и лекарственных препаратов, включая «лекарство века» – Аспирин.
Когда же в 1892 году компания начала продажи Антинонина – первого в мире синтетического инсектицида для борьбы с шелкопрядом-монашенкой, это стало началом истории успеха «Байера» в сфере сельского хозяйства. В 1915 г. последовало средство для обработки семян Успулун/Uspulun – фунгицид, полученный в результате систематических исследований в сфере средств защиты растений. Эти продукты стояли у истоков многих современных средств защиты растений.
Годы Первой мировой войны стали для компании испытанием «на прочность». Ей довелось пережить невероятный упадок: потерять большую часть активов, оказаться отрезанной от основных экспортных рынков сбыта, финансово истощиться из-за инфляции… Американские активы компании, включая патенты и торговые марки, были конфискованы в 1917 году и проданы на аукционе конкурентам. К середине 20-х годов стало ясно: промышленность Германии, занимающаяся красителями, не сможет восстановить свое прежнее положение на международных рынках. Компания «Байер» в это время вынуждена передать свои активы фирме «И.Г. Фарбениндустри А. Г.», фактически утрачивая самостоятельность.
![]() |
|
Фенацетин был получен как побочный продукт при |
![]() |
|
Штаб-квартира Bayer в Леверкузене напоминает |
![]() |
| Обложка модного журнала 1959 года. Синтетический материал дралон помог концерну Bayer попасть на первые страницы журналов мод |
![]() |
|
Сегодня Bayer – транснациональный химико-фарма-цевтический концерн с годовым оборотом более Некоторые вещества, открытые Bayer:
Аспирин. Внесен ВОЗ в список наиболее важных лекарственных препаратов. Пенициллин. Был открыт шотландским ученым Александром Флемингом еще в 1928 году. Но Bayer после Второй мировой войны сумел значительно снизить стоимость серийного производства антибиотиков. Это сделало их доступными для лечения многих тяжких заболеваний не только в богатых, но и в самых бедных странах мира. Пронтозил – первый сульфонамид с антибактериальными свойствами. Ципрофлоксацин – антибиотик для лечения сибирской язвы и заражения мочевых путей. Левитра – препарат для лечения эректильной дисфункции. Плазмохин – средство от малярии. Полиуретан – полимер, без которого уже невозможно представить современную жизнь. Поликарбонат – основа пластиковых продуктов, например, упаковки для пищевых продуктов, CD и DVD, деталей и стекол автомобилей. Метод производства искусственного каучука. Автомобиль кайзера Германии Вильгельма II был оснащен покрышками из байеровского метилового каучука. Сурамин – препарат против сонной болезни. |
Но потеря самостоятельности не означает потерю способности создавать инновационные продукты. В 30-е годы исследователи «Байер» свое внимание обратили на синтез резины и современной химии полимеров. Как результат, в Германии начали выпускать полиакрилонитрил-бутадиен-каучук (пербунан), а в 1937 году Отто Байер изобрел полиуретан. Одновременно продолжались успешные исследования по разработке лекарственных препаратов против малярии. Открытие терапевтического действия сульфаниламидов стало прорывом в химиотерапии инфекционных заболеваний, за что Герхард Домагк в 1939 году получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине с формулировкой «за открытие антибактериального эффекта пронтозила».
50-е годы ХХ века – период восстановления независимости компании «Байер», а 70-е годы стали периодом активизации научных исследований и серии инновационных разработок. Расширению «Байер» способствуют дальнейшее развитие химии полиуретанов, производство новых веществ для средств защиты растений, изобретение полиакрилонитрилового волокна Дралон, термопластмассы Макролон, новых красителей для синтетических волокон и многие другие открытия. В фармацевтических лабораториях компании «Байер» создаются новые препараты – для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, дерматологические противогрибковые средства и антибиотики широкого спектра действия.
В 1968 году создается первый Бетанал, открывая новую эпоху в развитии мирового свекловодства.
1985 – 1995. Во всем мире и в Германии происходят крупные политические, экономические, социальные перемены. Но компания «Байер» продолжает свое поступательное движение, завершая формирование собственной «Фармацевтической исследовательской триады», состоящей из представительств компании в Европе, Северной Америке и Японии.
1988. Свое 125-летие компания отмечает в составе более 165 тысяч человек по всему миру. В том же году Bayer AG стала первой немецкой компанией, акции которой стали продаваться на бирже ценных бумаг Токио.
90-е гг. «Байер» создает третий фармацевтический исследовательский центр, на этот раз в Японии. Первые два исследовательских центра работают в Европе (Вупперталь) и в Северной Америке (Вест Хейвен, штат Коннектикут).
Медицина для растений, или инновационные средства защиты растений – одно из ключевых направлений приложения усилий тысячи специалистов и ученых компании. «Байер» стоит у истоков создания многих действующих веществ и препаратов, которые вписаны золотыми буквами в историю развития химической защиты растений и интенсивные технологии возделывания десятков сельхозкультур. Судите сами.
Зерновые. Байтан Универсал – один из самых эффективных и популярных протравителей семян, который более 20 лет верой и правдой служит миллионам сельхозпроизводителей по всему миру. Логичным и успешным продолжением стало создание еще более мощного протравителя-стимулятора роста семян Баритон.
Технология осеннего внесения гербицидов. Невозможно представить себе это направление защиты без инноваций «Байер»: Кварц Супер, затем Кугар – один из самых популярных гербицидов для осенней прополки зерновых культур. Сегодня эту «династию» успешно продолжает Алистер, а уже завтра на его смену приходит Алистер Гранд.
Защита от болезней: классический Фалькон и инновационный Прозаро – один из самых востребованных фунгицидов нового поколения для защиты от болезней колоса и стрессовых факторов.
Сахарная свекла – особая культура для компании. Создание гербицидов бетанальной группы и Голтикса (да-да, многие забыли, но Голтикс – также изобретение «Байера») позволило совершить прорыв в технологии возделывания свеклы и от ручной прополки перейти в эпоху Бетаналов. В настоящее время два продукта компании Бетанал Эксперт ОФ и Бетанал макс Про – лучшее, что есть в мире для защиты свеклы от сорняков.
Картофель. Любой картофелевод мира знает и использует Зенкор. Престиж – инновационное решение, когда обработкой клубней устраняется сразу три проблемы: проволочник, колорадский жук, ризоктониоз. В настоящее время на смену Престижу приходит новое поколение протравителей – Эместо Квантум.
Кукуруза. Гаучо – первое в мире решение для борьбы с проволочником путем обработки семян. Майстер – один из самых популярных гербицидов в республике. Аденго – единственный гербицид с эффектом «реактивации».
Рапс. Немногие помнят, что первым регулятором роста для ухода за рапсом был Фоликур. Все остальное пришло значительно позже. Биская – уникальный инсектицид, безопасный для пчел, без которого сегодня защиту рапса от вредителей представить невозможно.
Сегодня продолжаются активные научные исследования. Флуопирам, биксафен, пенфлюфен – эти инновационные действующие вещества из ингибиторов SBHI нового поколения, новая технология Х-Рro и другие новинки открывают уникальные возможности защиты растений в ближайшем будущем.
Помимо создания инновационных средств защиты растений, компания Байер стремительно развивает семенной бизнес. Концентрируя свои усилия на создании новых сортов и гибридов таких важнейших сельскохозяйственных культур, как рапс, пшеница, овощи, рис, хлопок.
Сегодня Bayer – транснациональный химико-фармацевтический концерн с годовым оборотом более 40 миллиардов евро.
Современный Bayer – это десятки направлений бизнес-деятельности, выпуск огромной номенклатуры товаров. Это крупный международный концерн, ведущий масштабную научно-исследовательскую деятельность в области здравоохранения, защиты растений, наукоемких материалов, вкладывая ежегодно свыше 3 миллиардов (!) евро в научные разработки.
В чем же секрет успешности компании, сумевшей за полтора века превратиться в одну из мегакорпораций планетарного масштаба? Ключевыми корпоративными ценностями являются: уважение к людям, окружающей среде и устойчивость развития самой компании. В компании давно определились с пятью главными компонентами, позволяющими четко следовать концепции стабильного развития:
Впрочем, деятельность группы компаний «Байер» – это не только успешное предпринимательство, но и большая социальная ответственность. Достаточно сказать, что компания участвует в 300 социальных проектах по всему миру, на
что ежегодно тратится около 50 миллионов евро. Сферы, где реализуются эти проекты, самые разные: образование, научные исследования, защита окружающей среды, природы, здравоохранение, социальная защита, спорт, культура…
За последние 10 лет «Байер» уменьшил выброс вредных веществ до 70%, при этом увеличив обороты производства за аналогичный период более, чем на треть.
Как отметила канцлер Германии Ангела Меркель, «вся история компании Bayer представляет собой преобразования, обновления и любопытство. Такие компании, как Bayer, всегда олицетворяли собой устойчивость как корпоративную стратегию успеха. Сегодня коммерческая эффективность должна быть взаимосвязана с социально ответственным подходом в промышленности и защите окружающей среды. И «Байер» не только знает об этом, но действует соответствующим образом». Устойчивость, по словам канцлера Германии, – это процветание сегодня и учет качества жизни завтра, способность думать на перспективу.
«Байер является олицетворением инноваций и высоких технологий, где руководство и сотрудники работают рука об руку для решения захватывающих проблем во благо лучшей жизни людей».