Главная » Статьи » Механизация » AGRITECHNICA-2013: коротко о самом интересном

AGRITECHNICA-2013: коротко о самом интересном

Агрономия №23 (декабрь) 2013

Ежегодно по всему миру проходят десятки региональных, континентальных выставок, на которые слетаются производители сельхозтехники, семян, средств интенсификации и  т. д. Большинство таких мероприятий упираются в  развитии в  «свой потолок», ограничивая круг потребителей отдельной страной или регионом. Но среди успешных выставок есть неоспоримый лидер, давно ставший брендом аграрного мира. «Agritechnica-2013» в  очередной раз побила собственный рекорд по количеству участников  – 2900 экспонентов из Европы, США, стран Азии, которые разместили свои новинки на 42 гектарах выставочных площадей. При этом у  многих передовых компаний основным преимуществом является не только демонстрация «железа», но и  предложение к65омплексного решения, адаптированного под конкретный регион, под бизнес каждого отдельного потребителя. Такие компании стремятся получать прибыль вместе со своими клиентами, ибо благосостояние порождает благосостояние  и наоборот…

Почти 400 инновационных решений для энергоэффективного сельского хозяйства, представленных в  этом году в  Ганновере, свидетельствуют о  поступательном движении разработчиков техники и  технологий помочь аграриям накормить людей. Как же удается организаторам выставки  – Немецкому сельскохозяйственному обществу (DLG) – добиваться таких результатов? Об этом мы расспросили на выставке  Наталью Владимировну Богданову, специалиста DLG, ответственного за работу с посетителями из стран Восточной Европы.

– Уважаемая Наталья Владимировна, выставка «Agritechnica» каждый раз собирает все больше посетителей со всего мира. В чем секрет успеха?

– В  первую очередь, это инновационность технологий, которые «задают тон» развитию сельскохозяйственного машиностроения на ближайшие два года. Во-вторых, отлаженная организационная система. И конечно, активная информационная работа, проводимая специалистами компании DLG. Мы постоянно участвуем в  национальных выставках многих стран, в том числе России, Украины, Беларуси и др.

– Как откликается аграрная общественность в странах Восточной Европы на проведение выставки?

– Можно с уверенностью сказать, что многие специалисты аграрного профиля Восточной Европы знают и бывают на выставке Агритехника.

– В преддверии выставки вы проводили крупную презентацию в Беларуси. Повлияло ли это на повышение интереса белорусов к «Agritechnica»?

– Да, впервые за историю выставки нам удалось совместно с  «Белпромимекс» организовать коллективный белорусский стенд площадью 132 кв.м. Увеличилось и число посетителей из Беларуси. Около 100 человек привез «Белорусский Крестьянский Совет», были внушительные делегации представителей аграрной науки, производства, частные лица.

Появление белорусских компаний на столь представительной международной арене  обусловлено стремлением расширять рынки сбыта, не зацикливаясь только на внутреннем потребителе или странах-соседях. Своими впечатлениями мы попросили поделиться организатора коллективного белорусского стенда – директора филиала «МЦПМ» ОАО «БЕЛПРОМИМПЭКС»  Михолапа Сергея Владимировича.

– Уважаемый Сергей Владимирович, наконец, и  белорусы стали полноправными участниками этой встречи мирового масштаба. Наверное, нелегко было организоваться в  первый раз и тем более – довольно затратно?

– Да, было правда нелегко. Но, несмотря на различные организационные сложности, для нас это был положительный опыт. Основная цель – показать Беларусь на передовом форуме, продемонстрировать возможности продвижения нашей продукции на европейский и другие рынки. Появление белорусского стенда организовано при финансовой поддержке Министерства промышленности. Хотел бы поблагодарить организаторов за уступки по размещению комбайна Полесье с  внушительной жаткой.

– Какие белорусские предприятия попали на выставку?

– Кроме Гомсельмаша, на выставке были представлены Лидсельмаш, Бобруйскагромаш, Минский тракторный завод. Парадоксально, но довольно сложно было убеждать отдельные белорусские предприятия участвовать в  этом знаменитом форуме. Достаточно уверенно смотрелся в этом плане только Гомсельмаш.

Показательно, что Гомсельмаш в  Ганновер привез свой комбайн. Что подвигло белорусский завод на такой шаг? Об этом мы спросили  Дмитрия Евгеньевича Муляра,  начальника маркетинг-центра.

– Идею участия в  выставке вынашивали лет пять. В  последние годы через филиал в  Чехии мы начали развивать товаропроводящую сеть в  Западной Европе. Готовится к  открытию дилерский центр в Румынии. Сегодня наша важная задача – расширять географию поставок, в том числе и через участие в Агритехнике.

– Скажите, был интерес на выставке к  вашей технике?

– Да. Уже с первого дня посетители живо интересовались белорусским комбайном. Надо отметить, что плакаты, буклеты и  прочая рекламная продукция  – это, конечно, хорошо, но без демонстрации «вживую» своих разработок должного эффекта ждать не приходится.

– А  в  каких еще странах можно встретить технику Гомсельмаш?

– У  нас есть дилерские центры и  сервисно-технические филиалы в  странах Балтии, во Франции, Аргентине, Иране, в  странах СНГ. Организовано совместное производство в Китае.

– Насколько сложно пробиваться на новые рынки, особенно в Европе?

– Общий мировой рынок комбайнов составляет 36–37 тысяч комбайнов в год, и все ниши этого бизнеса заняты. Поэтому осваивать новые рынки, а  тем более добиваться увеличения продаж очень нелегко. Конкуренция базируется на трех китах – цена, качество и сервис. Их оптимальное соотношение и  определяет успех.

Что ж, пассивность отечественного производителя, обусловленная протекционистской политикой со стороны государства, на фоне постоянного стремления развития мировых компаний вынуждает только развести руками. В  то же время достаточно насыщенный мир сельхозмашин стран Западной Европы ищет пути на рынки развивающихся стран. Экспорт в  страны СНГ, Африки, Азии, на рынки Китая, Индии является приоритетом сегодня для ведущих европейских компаний. В этих регионах при качественном менеджменте белорусские производители могут найти свою нишу.

Поиски оптимальных решений  продолжаются

Сегодня, достигнув значительных успехов в  сельхозмашиностроении, аграрный сектор стран Западной Европы практически на каждом технологическом этапе пытливо изыскивает тот элемент, который сделал бы его производство еще эффективнее.

По данным опроса фермеров стран ЕС, после недавних кризисных явлений прогнозы аграриев Германии, Франции, Великобритании выглядят оптимистичнее. При этом, наряду с  приоритетными инвестициями в  растениеводство, от 3 до 10% своих денег фермеры готовы вкладывать в  альтернативную энергетику. Отдельным направлением энергоэффективности в сельском хозяйстве западноевропейские специалисты видят комплексное повышение КПД использования топлива. При достижении предела в развитии дизельных двигателей тракторов на выставке были представлены решения практически в  каждом элементе технологических карт возделывания полевых культур. Перечислим основные:

Показательно, что европейские специалисты однозначно поставили в  один ряд с  электронными новинками организацию севооборотов, как эффективное средство экономии ресурсов и  снижения затрат на поддержание фитосанитарного благополучия агроценозов. Набравшее информационную популярность в  странах СНГ, по мнению европейских экспертов, прецизионное (точное) земледелие сможет получить более широкое применение при унификации электронных систем поддержки разных производителей.

Также требует решения оптимизация при совмещении трактора и сельхозмашины. Из-за несоблюдения этого требования зачастую происходит либо перегрузка тракторов, либо их неполное использование.

В таких операциях, как обработка почвы и  посев, значительное внимание было уделено полосной обработке почвы (Strip-Till), как компромиссу между сплошной обработкой и No-Till.

ВТО и Таможенный союз: найдется ли компромисс?

Экспорт в страны СНГ, Африки, Азии, на рынки Китая, Индии сегодня является приоритетом для ведущих европейских компаний. Возможности расширения рынков сбыта активно обсуждались на «Агритехнике-2013» на  отдельном мероприятии: «Сельхозтехника в  глобальном разрезе  – выход на растущие рынки: Россия и  Казахстан». По словам директора международного департамента по сотрудничеству  Фридриха Ваккера, Россия, Казахстан и  Украина в  последние годы превращаются в  ведущих игроков на рынке зерна. Так, в  2012 г. ими экспортировано 36 млн т зерна пшеницы (23,6% мирового рынка). Программы модернизации в  России на ближайшие 4–5 лет предусматривают выход на самообеспечение продуктами питания. Казахстан планирует до конца 2014 года обеспечить экономический выход на уровне 4200 $/работника в  год. Однако европейские эксперты уверены: пока в  этих странах для повышения эффективности в  аграрном секторе нет передовых технологий, техники, обученных людей, а  потому немецкие специалисты принимают активное участие в решении этих проблем: проводят консультирование, обучение специалистов разных аграрных отраслей, организуют учебные центры, предлагают современные технологии. Тем более, что после вступления России и  Казахстана в  ВТО европейские компании рассчитывали на полную доступность для них местных рынков сельхозтехники.

Однако дело пошло не так гладко. Экспортные устремления Европы сразу же получили препятствия в  виде заградительных пошлин по правилам Таможенного Союза. Такое положение дел вызывает у  европейских компаний недоумение и заставляет высказывать претензии по этому поводу. Это было заметно в ходе семинара, который превратился в  арену для отстаивания интересов немецких компаний в  России и  Казахстане с  учетом правил игры в зоне ВТО. С подобной ситуацией при вступлении в  ВТО может столкнуться и  Беларусь. Поэтому нашим сельхозмашиностроителям пора бы проснуться.

Насколько востребован высокообразованный специалист в  аграрном секторе Германии? На этот вопрос мы попросили ответить профессора, доктора техн. наук Тиля Майнеля, управляющего директора Института сельскохозяйственной техники и регенеративной энергетики (г. Кёльн, Германия).

– Скажите, есть ли проблема в  Германии с  набором студентов на аграрные специальности?

– Такой проблемы нет. Спрос на квалифицированную рабочую силу в сельском хозяйстве в  Германии большой. В  стране 11 вузов аграрного профиля и мест не хватает.

– Что диктует такой высокий спрос? Где больше востребован молодой специалист  – в фермерских хозяйствах или компаниях?

– Не так просто ответить. Во-первых, в Европе руководитель сельскохозяйственного производства должен иметь высшее образование. Во-вторых, у  нас развита сеть консалтинговых компаний, которые помогают в  управлении хозяйством, организации технологического процесса, ориентации в  мире современных технологий. Третья отрасль, где востребованы молодые специалисты  – сельхозмашиностроение. Здесь также нужен высокий уровень образования.

– Насколько актуальна проблема оттока научных кадров в агробизнес?

– Ваш вопрос, вероятно, связан с  разницей в  зарплате между ученым и  представителем компании в  Беларуси. В  Германии чаще бывают случаи, когда, наоборот – из бизнеса специалисты идут в науку. Лично я после окончания аспирантуры 18 лет работал в компании по продаже сельхозтехники для обработки почвы и  только после этого перешел в науку. У нас хорошая взаимосвязь между наукой и производством, а ученый получает достойную зарплату.

Партнеры